Международное объединение содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара»

Невербальные виды общения абхазов. Ритуальные и этикетные жесты

Невербальные виды общения абхазов. Ритуальные и этикетные жесты

Характерными ритуальными жестами являются битье себя кулаком правой руки в грудь близким родственником(цей) на похоронах, скрещенные руки на груди, как у мужчин, так и у женщин. Специфически женским эмоциональным жестом при получении скорбной информации является щипанье руками своих колен, хлопанье по бедрам. Сидя у изголовья покойника, женщина скорбит, ритмично покачивая туловищем из стороны в сторону, при этом и причитая.

Мужчина, услышав неприятную новость с восклицанием – «Ааит, абаапс!» – ударяет ладонями о колени, обхватывает руками голову. Пожилые мужчины-родственники сидят во дворе, опершись о посох, приподнимаясь при появлении сочувствующих; молодые же стоят, обычно заведя руки за спину.

Удивившись неприятно чему-либо, женщина всплескивала руками, при этом уголки ее губ опускались, она покачивала головой из стороны в сторону. Правая рука с открытой ладонью прилагалась к груди в основном мужчинами и являлась жестом выражения благодарности и извинения.

Если мужчина хотел передать другому коммуниканту, чтобы он не выдавал секрета, то он, приложив пальцы правой руки к губам, покачивал их жестом отрицания. То же проделывал человек, показывая другим, что «он больше не будет утомлять их своим разговором».

Негативную реакцию вызывали такие жесты, как «бряцание указующим перстом», взмах рукой вдоль тела (жест пренебрежения в соответствующем контексте ситуации), подзывание пальцем к себе и всякого рода другие кричащие жесты.

Характерным застольным жестом является принятие от сотрапезника угощения: ребром правой руки адресат дотрагивается до запястья протянутой с чем-либо руки адресанта, выражая тем самым благодарность и принятие на себя его невзгод, этой же рукой принимает еду.

К числу этикетных жестов принадлежит также целый обряд, описанный этнографом Юрием Аргуном.

«Летом 1999 года на свадьбе у Гази Бутба в селе Мезит (Турция), где живут цебельдинцы, невеста находилась в специально отведенной комнате, которую по традиции называют атацамхара. Невеста стояла в одном из углов комнаты за белым занавесом. Занавес вешается женщинами накануне привода невесты в дом жениха. Рядом с невестой, с наружной стороны занавеса, стоят ее подружки, в том числе атаца-дтэала, близкая родственница жениха. С приводом невесты здесь собирается молодежь, она веселится, развлекается, рассказывая различные анекдоты, шутки. Сюда заходят люди и старшего возраста, они поздравляют невесту, не видя ее, желают молодоженам счастья, долголетней совместной жизни, много детей и т. д. Когда же они начинают рассказывать о заслугах и достоинствах родителей и других родственников жениха, восхвалять их, невеста со своей стороны начинает благодарить их, проводя тремя пальцами руки (большой, указательный и средний) по середине занавеса сверху вниз. Этот обряд называется темена, т. е. «благодарение» с турецкого языка. Некоторые шутники, проверяя бдительность невесты, начинают восхвалять жениха, она должна быстро сориентироваться и прекратить темена, в противном случае она окажется в смешном положении». Интересны такие жесты, характерные при следующих ситуативных состояниях (или их проигрывании):

1) Удар кулака о ладонь: жест мужской, признак бравады;

2) Рука приложена к уголку губы: жест женский, признак печали,

3) Рука приложена к уголку губы, при этом голова покачивается из стороны в сторону: жест женский, признак сомнения, недовольства, печали;

4) Палец указательный водят из стороны в сторону: обычно жест мужской, признак недоверия, сомнения;

5) Частое касание при общении собеседника(цы): обычно жест женский, выразитель признательности, доверия;

6) Прикосновение к собеседнице со словами «нан, бзырюы»: жест женский, призывающий к вниманию;

7) Касание правой рукой своего лба, груди: больше жест женский, признак благодарности;

8) Приподнимание обеих рук вверх-вниз: жест мужской, информативный, жест распорядителя застолья;

9) Прикрывание рукой, уголком платка губ: жест женский, признак стыдливости;

        10) Вскидывание кверху большого пальца со словами «мех умоуп!»: жест мужской, означающий «не сделаю, не помогу»;

        11) Поднятие кверху, высоко, обеих рук: жест обычно мужской, выражающий благодарность;

        12) Ребро ладони проводят под горлом: жест мужской, означающий «сыт по горло»;

        13) Поднятие кверху руки: универсальный жест, призывающий к тишине, к спокойствию;

        14) Указательный палец устремлен на коммуниканта: жест мужской, в обычной ситуации неприличен, но в конфликтной, может использоваться

медиатором;

       15) Руки приложены к груди или к подбородку: жест женский, выражающий удивление, восторг;

       16) Касание, удержание рукой локтя коммуниканта: жест обычно женский, но используется и мужчинами-ровесниками в качестве поддержки, солидарности, дружелюбия;

       17) Удар кулаком по столу: жест обычно мужской, признак гнева, негодования;

       18) Заведенные за спину руки: жест мужской, узуален и окказионален, в зависимости от контекста ситуации выражает скорбь, печаль, стыдливость;

        19) Руки, опущенные долу: универсальный жест бездействия, часто в похоронно-поминальных обрядах;

        20) Прикладывание ладони ко рту и отправление «воздушного поцелуя»: универсальный жест, маркер благодарности, признательности, радости;

        21) Прикладывание губ к глазам другого коммуниканта: жест обычно женский, маркер эмпатии, любви к близкому человеку.

«Отметим только, – пишет доктор исторических наук Шалва Инал-ипа, – что жестикуляции абхазов, которые могли бы быть темой специального рассмотрения, отличаются необычайным многообразием и выразительностью, динамичностью и энергичностью, они часто предельно четко выражают собой настроение, решимость и волю говорящего, его эмоциональный и душевный настрой, но вместе с тем в народе резко отрицательно относятся, если можно так сказать, к «бряцанию указующим перстом» (анацэаркьакьара) и всякого рода другим, кричащим жестам (анапкьа-шьапкьара), особенно в присутствии старших, воспринимаемым как показатели антиэстетического поведения человека в обществе, вопиющей нескромности, а иногда и как угроза с вытекающими отсюда возможными опасными последствиями».